Повторите дома

Распечатайте и выполните  задания 


Читаем детям 

 «Транспорт» Автомобиль

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это нам никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице,возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофер из машины вылез и куда-то ушел. Мы подбежали.
Я говорю:
-Это «Волга».
А Мишка:
-Нет, это «Москвич».
-Много ты понимаешь! — говорю я.
-Конечно, «Москвич»,— говорит Мишка.— Посмотри, какой у него капор.
-Какой,— говорю,— капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины — капот. Ты посмотри, какой кузов!
Мишка посмотрел и говорит:
-Ну, такое пузо, как у «Москвича»!
-Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.
-Ты же сам сказал «пузо».
-«Кузов», я сказал, а не «пузо»! Эх ты! Не понимаешь, а лезешь!
Мишка подошел к автомобилю сзади и говорит:
-А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» — буфер. Я говорю:
-Ты бы лучше молчал. Выдумал еще буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у «Москвича», и у «Волги».
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
-На этот бампер можно сесть и поехать.
-Не надо,— говорю я ему.
А он:
-Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.
Тут пришел шофер и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
-Садись скорей! Садись скорей!
Я говорю:
-Не надо!
А Мишка:
-Иди скорей! Эх ты, трусишка!
Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:
-Я спрыгну! Я спрыгну!
-Не надо, — говорю, — расшибешься!
А он твердит:
-Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
-Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!
Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят! На перекрестке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я все тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
-Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
-Слезай, — говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофер из кабины вылез — все на него набросились:
-Не видишь, что у тебя сзади делается?
А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
-Пойдем.
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Потом Мишка говорит:
-Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофера жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
-Надо было остаться и сказать, что шофер не виноват.
-А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:
«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват, виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».
На конверте написали:
«Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».
Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдет.

Н. Носов
Любопытный мышонок
В большом городе был гараж, где отдыхал после работы автомобиль «Москвич».
И никто, даже сам «Москвич», не знал, что в углу гаража в тесной норке поселилось целое мышиное семейство: папа-мышь, мама- мышка и их дети, маленькие мышата.
Днем они сладко спали, а к ночи просыпались и принимались за дела.
Папа брал в лапку авоську и бежал за продуктами (что поделаешь — семья!), мама хлопотала по хозяйству, а дети, как все дети на свете, играли и шалили.
-Милые мышатки,— не уставала повторять мама,— никогда не выбегайте из норки: в гараж частенько заглядывает кот.
-Кот? Какой кот? — пискнул самый маленький мышонок. Он был страшно любопытный и вечно задавал вопросы.
-Ой,— испугалась мама, — тише! Кот — самый злой на свете зверь: зубы у него острые, лапы когтистые, хвост длиннющий, уши чуткие и глазищи, как фонарики. Больше всего на свете он любит лакомиться мышатиной. От него уже однажды пострадала твоя бедная бабушка. Умоляю: берегись этого злодея!
Так сказала мышка-мама и, вздохнув, принялась подметать норку.
Но мышонок был из всех неслухов неслух. Только мама отвернулась, он выскочил из норки.
Глядит, из темноты на него уставились чьи-то громадные блестящие глаза.
Мышонок испугался и уж скорей хотел юркнуть обратно в норку.
Но ведь это был на редкость любопытный мышонок, и он не убежал, а дрожащим голоском спросил:
-Скажите, пожалуйста, у вас есть хвост?
-Нет у меня хвоста, — услышал он в ответ.
-А усы?
-И усов нет.
-А когтистые лапы?
-Тоже нет.
-А мышат вы едите? — робко поинтересовался мышонок.
-Ни-ког-да!
-Вот здорово! Значит, вы не кот?
-Конечно, нет. Я — автомобиль.
-Ав-то-мо-биль?.. Нет, мама про вас никогда не рассказывала. Но все равно, раз вы не кот, давайте играть в кошки-мышки.
-Не могу, мышонок, мне очень хочется спать.
-Ха-ха-ха! Да кто же по ночам спит? Разве вам дня мало?
-Странно. Может быть, это у мышей заведено днем спать, а я днем работаю: по дорогам взад-вперед бегаю, людей развожу.
-Ну, тогда сказку расскажите! Я страх как люблю сказки!
-Вот непонятливый мышонок! Я же говорю, мне спать пора. Приходи завтра — у меня выходной. Тогда посмотрим, может, и расскажу.
На другую ночь мышонок только проснулся, сразу выглянул шз норки и опять увидел большие горящие глаза.
-Доброй ночи, дядя автомобиль! — сказал вежливо мышонок.
  — Мяу! — услышал он в ответ.
 — Мяу так мяу, — радостно взмахнул хвостиком мышонок. — Чyp, я мышка. — Он проворно выскочил из норки и — о ужас! — прямо перед собой увидел усатую морду, когтистые лапы и длиннющий хвост.
- Мамочка, ко-о-от! — не своим голосом завопил мышонок и заметался по гаражу.
Но тут в темноте, на счастье, вспыхнули глаза автомобиля.
-Кто там кричит? Ба, никак мой сосед в беде? Скорей прячься сюда! — сказал автомобиль и приподнял крышку своего мотора,
А когда мышонок юркнул в щелку, автомобиль мигом захлопнул крышку и прищемил коту хвост.
Уселся мышонок на еще теплый от недавней работы автомобильный мотор, отдышался, успокоился, даже умылся лапкой.
Но скоро этому непоседе надоело быть взаперти, и он захныкал:
- Пустите меня домой, я есть хочу, я пить хочу! Меня мама будет ругать...
 — Лучше бы, мышонок, тебе немного потерпеть. А то кот у колеса притаился. Только чем бы тебя угостить. Ты что больше всего любишь?
 — Крупу, сахар, хлеб, маслице, — облизнулся мышонок.
-Маслице? Пожалуйста. Его в моем моторе сколько угодно. Ешь на здоровье.
Мышонок попробовал и мордочку скривил:
-Фи, какая гадость! Разве это масло?!
 — Вот привередник, — обиделся автомобиль, — настоящее машинное масло ему не по вкусу!
-Маши-и-инное? А я люблю сливочное.
-Такого не держу. Мне масло для чего? Мотор смазывать. Чтобы его части лучше работали. Тут только машинное масло годится.
-А вода у вас, дядя автомобиль, тоже машинная?
-Кто тебе сказал? Чтобы мотор остужать (ему, бедняге, от работы становится очень жарко), вполне подходит самая обыкновенная вода. Так что пей, не бойся.
-Почему ваша вода так скверно пахнет? — ужаснулся мышонок, понюхав жидкость в маленьком круглом стаканчике.— Опять какая-то гадость!
-Ну и чудак,— засмеялся автомобиль.— В этом стаканчике вовсе не вода, а бензин. Мышам он, может быть, и ни к чему, зато автомобилям ох как нужен! Нет бензина — стоп, машина! А воду я храню в другом месте — вон под той крышкой.
 — Это другое дело, — сказал мышонок, вволю напившись водицы из горла большого плоского бачка — радиатора.
Он сразу повеселел и принялся, словно по родной норке, разгуливать по мотору и повсюду совать свой любопытный нос.
Ходил, ходил и наткнулся на большой черный ящик с шестью гранеными пробками.
-Это аккумулятор, — сказал автомобиль. — В нем хранится запас электрического тока. Из ящика он, как по дорожке, бежит по проводам к мотору, чтобы искоркой поджечь в нем бензин. Между прочим, аккумулятор — весьма опасная штука. Так что ты, мышонок, лучше его не трогай. Иначе могут быть большие неприятности.
Но мышонок, как всегда, не послушался. Что поделать, если это был на редкость любопытный мышонок.
-Назад! — закричал автомобиль, — Током ударит!
Но было уже поздно. Раздался сухой треск, вспыхнула голубоватая искра, мышонка что-то дернуло за нос, и он кубарем скатился на землю.
А кот тут как тут.
Был бы у него сегодня отличный ужин, если бы автомобиль вовремя не закричал мышонку:
-Прыгай в мою выхлопную трубу!.. Вот до чего доводит любопытство, — заметил автомобиль, когда опасность миновала и из трубы выглядывал только кончик мышиного хвоста.
Но неисправимый мышонок вскоре опять принялся за свое:
-А зачем вам эта труба?
-Ах, несносный! — удивился автомобиль. Но так как он был вежливым и привык отвечать, если его спрашивают, то он сказал:
-Это выхлопная труба. Она ведет к мотору, чтобы...
Думаете, мышонок дослушал до конца? Как бы не так. Он уже вовсю бежал по узкому туннелю и, достигнув его конца, спросил:
-А это что?'
-Мой мотор. Только теперь, мышонок, ты смотришь на него не снаружи, как раньше, а изнутри.
-А для чего вам мотор?
-Как для чего! — удивился автомобиль. — Чтобы крутить мои колеса. У моего мотора четыре цилиндра (в одном из них ты сейчас сидишь), и внутри каждого цилиндра, когда мотор работает, вверх-вниз ходит поршень.
- Почему он ходит?
- Почему-почему!.. Как очутится в цилиндре порция бензина, как примчится туда по проводу электрический ток, сразу вспыхивает искорка и раздается маленький взрыв (бензин ведь очень легко воспламеняется!). Взрывы по очереди гремят в каждом цилиндре: трах-тах-тах! Трах-тах-тах! (Кстати, именно от этого мотор и  трещит во время работы.) И каждый взрыв с силой толкает вниз поршень. Тот самый поршень, на котором ты сейчас так уютно устроился. Поршни ходят по цилиндрам и вращают вал-коротышку. Тот вертит другой вал, подлиннее. А уж этот, долговязый, вертит мои колеса. Вот я и еду по дороге.
-Все понятно, — вздохнул мышонок, — только про выхлопную трубу все-таки непонятно. Для чего она вам?
Но автомобиль не успел ответить. Как раз в эту самую минуту в гараж зашел шофер и завел мотор.
 — Тр-рах-тах-тах! Тр-рах-тах-тах! — затрещал автомобиль. — Тр- р-ревога, мышонок! Тр-р-ревога! Скор-р-рей удирай из трубы!..
Мышонок и опомниться не успел, как его закружило, завертело, и вместе с дымом от сгоревшего в моторе бензина он пулей выскочил из трубы, пролетел мимо притаившегося кота, прямиком угодив в свою норку.
Автомобиль сразу поехал и колесом придавил коту хвост. Больно  стало усатому, взвыл он дурным голосом. А любопытный мышонок из норки глядит да приговаривает:
-Так тебе и надо! Так тебе и надо!
-Не радуйся, не радуйся, — злобно прошипел кот,— все равно я тебя съем.
И съел бы. Да автомобиль выгнал злодея из гаража.
А чтобы и духу его кошачьего здесь никогда больше не было, автомобиль повесил над воротами гаража дорожный знак:
«Котам, кошкам, котятам и мышатам вход воспрещен!»
                                                                                                                                                        Г.Юрмин

Подземный ход
В самом центре Москвы есть большая площадь. Она называется площадью Дзержинского. С трех сторон площади — выходы из метро. Народ оттуда валом валит. Тут же и громадный универмаг «Детский мир», в котором всегда полно покупателей.
Целый день не прекращается поток людей от метро к универмагу и обратно. Подсчитано: за один только час здесь проходит больше двадцати тысяч человек. Но ведь площадь не пустая — на ней полно автомобилей. За тот же час их здесь проезжает иной раз больше четырех тысяч.
Когда-то на этой площади непрерывно возникали заторы и пробки. Весь день не умолкали свистки регулировщиков. То автомобили не давали пешеходам пересечь площадь, то вереницы пешеходов задерживали автомобили.
А сейчас люди и машины друг другу не мешают. По правде говоря, людей на площади и вовсе не видно.
Где же они?
Для пешеходов под площадью прорыли несколько подземных ходов, несколько туннелей- С любого тротуара можно спуститься в просторный светлый туннель и пройти по нему в метро или в «Детский мир».
В Москве уже множество таких подземных ходов, и приходится строить все новые и новые. Уж очень много в столице автомобилей, а скоро будет гораздо больше.
Пешеходные туннели прокладывают и в других городах страны: в Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Баку.

Заборчик вдоль тротуара
На многих улицах города, вдоль тротуаров, стоят легкие железные заборчики, выкрашенные ярко-красной или ярко-желтой краской.
Эти ограждения приходится ставить потому, что есть еще у нас люди, которые считают, что правила писаны не для них. Таких людей — взрослых и маленьких — я видел... в больницах. Кого — на костылях, кого — с подвязанной рукой, кого — с забинтованной головой.
Бывает, мчится машина по городу — и вдруг какой-нибудь торопыга, вместо того чтобы воспользоваться пешеходной дорожкой или подземным переходом, перебегает улицу в неположенном месте. Раздается скрип тормозов, слышится удар, звон разбитого стекла, скрежет металла.
А все из-за одного-единственного нарушителя.
Вот для того чтобы у недисциплинированных пешеходов было поменьше соблазна выскакивать на мостовую в неположенном месте, на улицах с сильным движением транспорта стали устанавливать железные ограждения. Их не перешагнешь. А перелезать через ограду на виду у всех не станет даже самый бессовестный нарушитель.

Шлагбаум
Кто кому должен уступить дорогу: поезд автомобилю или автомобиль поезду? Конечно, предпочтение отдается поезду. Недаром все автомобили, подъехав к железнодорожному переезду, останавливаются и терпеливо ждут, пока он промчится.
А почему?
Остановить быстро едущий автомобиль трудно. А мгновенно остановить мчащийся на всех парах поезд и совсем невозможно. Даже самый короткий железнодорожный состав в десятки раз тяжелее самого большого автомобиля. Попробуй-ка в считанные секунды становить такую махину! Все равно он еще какое-то время будут двигаться по инерции.
Чтобы избежать возможного несчастья, автомобили и уступают дорогу поезду, ждут, пока он проедет, и только тогда продолжают путь.
Для того чтобы на рельсах в тот момент, когда по ним должен промчаться поезд, не оказалось ни одного автомобиля, перед большинством железнодорожных переездов по обе стороны стального пути установлены полосатые, то опускающиеся, то поднимающиеся перекладины-шлагбаумы.
Вот полосатый шлагбаум опустился. Стоп! Путь автомобилям, мотоциклам, велосипедистам закрыт. Приближается поезд! Тревожно мигают рядом со шлагбаумом красные огни, вовсю заливается предупредительный звонок: «Осторожно! Осторожно!»
                                                                                                                                        А. Дорохов
Трамвай и его семья
Тяжело было бы жить без трамвая в большом городе. Но большие города начали появляться уже несколько веков тому назад. На чем же тогда ездили горожане?
Сначала придумали омнибус — большую многоместную карету. Слово «омнибус» — латинское, оно означает «для всех». Омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек — «бус» живет в названиях нынешних машин: «троллейбус», «автобус». Когда появилась железная дорога, попробовали провести ее и в городах. Но паровоз на городской улице был слишком неудобен — дымил, плевался паром и выбрасывал много искр. Для городской  железной дороги паровоз заменили лошадьми. Так появилась конно-железная дорога. Народ называл ее просто «конка».
Прокладка рельсов стоила дорого, зато ехать по ним стало гораздо легче, чем по булыжной мостовой. По ровным, гладким рельсам две лошади тащили вагон с тридцатью, а то и сорока пассажирами. На передней площадке, на том месте, где теперь сидит вагоновожатый, стоял кучер с кнутом и вожжами. Сначала нехитрая «техника» конки всех устраивала. Все новые и новые города обзаводились конно-железной дорогой. Но шли годы, города быстро росли. Все дальше разбегались их улицы по полям, по лугам, по пригородным рощам. Поездка на конке из одного конца города в другой занимала уже несколько часов. Да пассажиров набиралось все больше; тесно становилось в вагончиках конки.
Города росли, а лошади оставались прежними. Лошадь нельзя ставить бежать быстрее и везти больше. Ее нужно заменить машиной. Но какой? Над этим все чаще задумывались ученые и инженеры.
Когда в 1837 году русский ученый Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, он попробовал приспособить его для перевозки людей. Вскоре был готов электрический вагончик, ходивший по рельсам. В вагончик мог сесть человек. Правда, помещался он там с трудом: почти все место занимали батареи. Вагончик был набит ими, как карманный фонарь. Якоби подсчитал, что такой вагончик с батареями в 12 раз дороже паровоза!
Почти сорок лет прошло, прежде чем появились первые электростанции. Теперь уже не нужно было возить с собой дорогие батареи, и в 1879 году появился первый трамвай.
Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Только оно произносится там «трэм-вэй». «Трэм» — «вагон», «вэй» — «путь». «Трэм- вэй» — «вагон, ходящий по путям, по рельсам».
Городские ребята хорошо знают, как выглядит трамвай. Многие даже могут нарисовать его по памяти: длинный вагон с большими окнами, спереди и сзади — двери, внизу — колеса, сверху — дуга, которая скользит по проводу. Вот и весь трамвай. Кажется, очень просто! А вот попробуйте ответить на несколько самых простых вопросов о трамвае. Думаю, что только немногие дадут правильные ответы.
Первый вопрос: почему у трамвая только один провод? Ведь для того чтобы включить настольную лампу, электроплитку, утюг или другой электроприбор, вы втыкаете штепсельную вилку с двумя ножками в розетку с двумя отверстиями. Значит, т^м два провода. Почему же у трамвая только один?
Оказывается, второй провод — это рельсы. Ток от электростанции идет по верхнему проводу, оттуда — в дугу трамвая, проходит через двигатель, а из двигателя — в колеса и по рельсам возвращается на электростанцию. Таким же образом питается током электрическая железная дорога.
Второй вопрос немного сложнее. Если посмотреть вдоль трамвайной линии, можно заметить, что провод подвешен не прямо, а зигзагами. Зачем это нужно?
Дуга трамвая прижата к проводу и на ходу трется об него. Верх дуги сделан из мягкого алюминия, чтобы провод не стирался. Зато , сам алюминий стирается очень быстро. Если провод подвесить по прямой линии, дуга будет тереться об него все время одним и тем же местом и скоро совсем перетрется. А повесят провод зигзагами, он будет переходить по дуге от одного края к другому и обратно. Вы можете это увидеть сами, поглядев вслед идущему трамваю. Дуга стирается равномерно. А когда все-таки сотрется, ее заменят новой. Дуга стоит недорого, провода гораздо дороже.
Третий вопрос: где у трамвая двигатель? В самом деле, ведь никакого двигателя не видно ни спереди вагона, ни сбоку, ни внутри. Где же он спрятан? Двигатель — внизу, под вагоном. Моторный вагон трамвая едет на двух четырехколесных тележках. И внутри каждой тележки даже не один, а два двигателя, по одному на два колеса. Значит, у трамвая целых четыре двигателя, а ни одного снаружи не видно.
Четвертый вопрос: почему в моторном вагоне трамвая иногда начинает что-то тарахтеть под полом, как будто насос работает? Оказывается, там действительно воздушный насос. Он подает сжатый воздух для тормозов трамвая, для закрывания и открывания автоматических дверей. Звонок трамвая тоже не электрический, а воздушный. В прицепной вагон сжатый воздух поступает по резиновому шлангу.
Много рабочих занято прокладкой новых линий трамвая. Но в самых больших городах эти рабочие часто не прокладывают линии, а снимают их. По центральным улицам Москвы, Ленинграда, Киева трамваи не ходят. Почему? Ведь трамвай — такая удобная, такая нужная, а в больших городах прямо-таки необходимая машина!
И все-таки его заменяют троллейбусом. Что значит это слово? Окончание «бус» — это часть слова «омнибус» — «карета для всех». А «троллей» — «контактный провод». Троллейбус, как и трамвай, питается электрическим током от подвешенных над улицей контактных проводов. Но у троллейбуса нет рельсов. Хорошо это или плохо? Оказывается, хорошо!
Троллейбус катится мягко, почти неслышно на своих резиновых шинах. Он словно идет в мягких домашних туфлях, а трамвай, сколько ни стараются его утихомирить, гремит своими колесами, словно коваными сапогами.
Если один трамвай испортится в пути, остановится на линии, за ним все трамваи станут. Они исправны, а ехать не могут — линия занята. А троллейбус откатят в сторонку, отсоединят от проводов — и путь свободен.
Провести в городе троллейбус гораздо дешевле и проще, чем трамвай. Ведь троллейбусу не нужны рельсы. Правда, ему зато нужен не один контактный провод, а два. Но все равно — подвесить второй провод куда проще, чем рельсы проложить. Поэтому все больше троллейбусов появляется не только в больших, но и в маленьких городах.
Но почему же такая хорошая машина появилась не сразу? Почему сначала всюду проводили трамвай? Может быть, инженеры просто не додумались до троллейбуса? Нет, дело не в этом. Троллейбус— почти ровесник трамвая. Первый, опытный троллейбус построен в 1882 году. Только опыты с ним оказались неудачными. Резиновых надувных шин тогда еще не было, колеса у первого троллейбус  были такие же, как у телеги. А улицы в городах мостили булыжником. На булыжной мостовой быстроходный троллейбус подпрыгивал и раскаливался, как телега, несущаяся с горы. Понятно, что при этом его токоприемники все время соскакивали с проводов. И сколько ни бились инженеры, так и не смогли помочь этому горю.
Победил трамвай. Его вагон ровно катился по рельсам, дуга не соскакивала с провода. А троллейбус был осмеян, как гадкий утенок в сказке Андерсена.
Но прошло пятьдесят лет — и улицы больших городов покрылись гладким асфальтом. Бесшумно и плавно покатились по ним автомобили на упругих шинах. И тут пришло наконец время троллейбуса. На хорошей дороге он оказался лучше, чем трамвай.суда"     
А. Гальперштейн
      

🧁К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;

🧁Бр. Гримм «Горшок каши»;

🧁Русская народная сказка «Лиса и журавль»;

🧁Русская народная сказка «Три медведя»;

🧁В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;

🧁Анна Шорох «Сказка про чашку»;

🧁«Как посуда чуть не перессорилась»;

🧁«Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду»;

🧁Л. Никитинская «Сказка о Кастрюле»;

🧁Эно Рауд «Кастрюля ежа»;

🧁«Сказка о чайнике, кастрюле и сковродке»;

🧁«Сказка о двух кастрюльках»;

🧁«Для чего нужна посуда?»;

🧁Е. Николаева «Я сейчас готовить буду»;

🧁С. Буслова «Я с посудой осторожна»;

🧁Б. Коренфельд «В магазин приходим с внучкой»;

🧁Н. Нищева «Вот большой стеклянный чайник»;

🧁Г. Шагалиева «На кухне раскричались ложки»;

🧁И. Бель «Вилка с ложкой поругались»;

🧁З. Александрова «Большая ложка».

🧁«Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду»

Распечатайте задания по теме, раскрасьте цветными карандашами и закрепите названия разной посуды.




Читаем детям по теме: "Осень"

1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»
2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»
3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».
4. А. Фет «Осень».
5. Г. Скребицкий «Осень».
6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».
7. А. Толстой «Осень».
8. А. Н. Майков «Осень».
9. С. Есенин «Нивы сжаты…».
10. Е. Трутнева «Осень»
11. В. Бианки «Синичкин календарь»
12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…
13. М. Исаковский «Вишня».
14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».
15. Туве Янсон "В конце ноября" - о приключениях Мими-Тролля и его друзе
16. И. С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".
17. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".
18. К. В. Лукашевич "Осень"
19. И. С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"
20. И. А. Бунин "Антоновские яблоки"
21. "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира
22. М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени", «Кладовая солнца»
23. С. Топелиус "Солнечный луч в ноябре"
24. Юрий Коваль "Листобой"
25. М. Демиденко "Как Наташа папу искала"
26. Г. Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", "Черничное варенье"
27. Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»
30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»
31. В. Сладков «Осень на пороге»
32. К. Твардовский «Лес осенью»
33. В. Строков «Насекомые осенью»
34. Р. н. с. «Пых»
36. П. Ершов «Конек – горбунек»
37. А. Барто «Мы не заметили жука»
38. Крылов «Стрекоза и муравей»

2024 - 2025 учебный год

Тема: "Цветы"

Рассмотрите цветы на картинке и составьте рассказ о цветах

Нарисуйте цветы по алгоритму



Тема: "Насекомые"



читаем детям о насекомых

Задание для дома



Составьте рассказ о насекомом по схеме

Выполните с ребенком аппликацию





Тема нашей недели: "День Победы" Предлагаем вам посмотреть с ребенком фильм о празднике "День Победы"

Побеседовать по фильму.

 

фильм о празднике "День Победы"

Рассказать как наш город Челябинск помогал фронту. Почему нашему городу присвоено звание "Город трудовой доблести"





Тема "Рыбы" и "Волшебница вода"

Посмотрите с ребенком фильм о рыбах

жители воды


Чтение художественной литературы по теме 
Цель: уточнение и закрепление представлений у детей о рыбах; развивает память, внимание, усидчивость, умение слушать взрослого; формировать умение   пересказывать текст и учить стихотворения наизусть.
А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке;  Н. Сладков. Золотая рыбка.
М. Исаковский Поезжай за моря-океаны.; И.Крылов «Лебедь, щука и рак»; Г-Х. Андерсен «Русалочка»
Пословицы и поговорки о рыбах
Стихи
Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.
Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой. В. Орлов
И рыба клюет
Боится идти на рыбалку рыбак.
- Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба клюет.
На рыбалке
Петя с удочкой сидит,
Зорко на воду глядит.
В ней малютки карасята
Роют ил, как поросята.
Стая старых карасей
Водяную карусель
Бойко вертит у крючка,
Отвлекает рыбачка,
Чтобы снять червя с крючка. Г. Ладонщиков
Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают – Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.
Рыбья дразнилка
Эй, сом! Эй, сом!
Ше-вель-ни Хвос-том!
А я тебя Не боюсь!
Дай подергаю за ус!
Ты – ленивый,
Ты проворный,
Ты – серебряный,
Ты – черный.
И не хлопай пастью зря,
Не поймаешь пескаря!
Акула (рыба)
Древней акулы рыбы нет.
Она живет здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит!
Дельфин
О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
Где живет огромный сом?
Где живет огромный сом,
Он по весу чемпион,
Хоть совсем сойдешь с ума,
Не поймаешь ты сома!
Не клюет он на червя,
Не возьмет на пескаря,
Леску прочную порвет,
В глубину на дно уйдет!
Вот у старого сома
Голова пока цела,
Осторожен старый сом,

Посмотрите мультфильм о круговороте воды в природе.

Побеседуйте о водоёмах которые есть у нас Челябинской области и рыбах обитающих в них.





Тема: "Животные холодных стран"





Тема: "Маленькие исследователи"



Проведите с ребенком дома опыты с бумагой.





Тема: "Этикет"


Предлагаем вам, побеседовать 

с ребенком о том:

  • Что такое этикет?
  • Как они понимают это слово?
  • Зачем люди придумали этикет?
  • В каких местах люди его используют?

И предлагаем вам пройти по ссылке и посмотреть вместе с ребенком мультфильм, а после просмотра, еще раз побеседовать о том, что они поняли о этикете.

 

Мультфильм "Что такое этикет"


Тема недели: В гостях у сказки"

Родителям рекомендуется Читать, пересказывать с детьми  русские народные сказки: «Курочка  и петушок" Лиса и волк», «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Смоля­ной бочок», «Маша и медведь» и другие. Знать названия и содержание сказок: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Кот, петух и лиса», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки писателей Южного Урала П.П. Бажова, В.В. Бианкии другие;

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь: сказка, персонаж, автор, герой, Дед Мороз, Серый волк, Иванушка-дурачок, мачеха, падчерица,  Василиса Прекрасная, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, Кащей Бессмертный, избушка, принц, принцесса, гусли, холст, бурелом, хворост, болото, опушка,;

признаки: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, добродушный,  страшный, веселый, глупый, справед­ливый;

действия: колдовать, заворожить, испугаться, обвенчаться, слу­шать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

Игра «Наоборот»:

Добрый – злой, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло, хитрый – простодушный.

Пальчиковая гимнастика - «В гостях у сказки» - повторить.

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады!

Сжимают – разжимают пальчики на обеих руках. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца, разжимают по одному на название каждой сказки.

Упражнение «Теремок» (на координацию речи с движениями).

Стоит в поле теремок, теремок. (Поднять руки над головой, кончики пальцев правой руки соединить с кончиками пальцев левой, образуя «крышу»)

 

Он не низок, не высок, не высок. (Присесть, затем встать)

На двери висит замок.

 Никто его открыть не смог. (Сильно сцепить пальцы «в замок» перед собой)

Слева зайка, справа мишка, (Кивать головою влево-вправо)

Отодвиньте-ка задвижку! (Тянуть руки в стороны, не размыкая пальцев)

 Слева ёжик, справа волк. (Кивать головою влево-вправо)

 Открывают теремок, теремок. (Развести руки в стороны

 














Тема недели: "Зимушка - зима"



Уважаемые родители!

 Гуляя с детьми, обращайте внимание на зимние явления в природе. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите с детьми отдельные снежинки-звездочки с шестью лучиками: они хорошо видны на темной рукавичке.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а на дне останется грязная вода.
Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках.
Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Есть ли на небе солнце? (Солнечно, пасмурно.) Идет снег или нет? (Снегопад.) Есть ли ветер? (Вьюжно.) Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.


Дети должны знать:
названия зимних месяцев;
о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;
что последний месяц года – декабрь;
что зимой бывает веселый праздник – Новый год.


Расширение словарного запаса детей:
названия: декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озера, хлопья, забавы, холод;
признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;
действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

 

Материал для запоминания «Зима»

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем – снегопады. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой – катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Чистоговорки

МА - МА – МА - наступила вновь зима

ДА – ДА – ДА - зимою холода

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи

МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму

МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы

«Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

Снег – снежок,

мороз – морозец,

ветер – ветерок,

лед – ледок,

зима – зимушка,

метель – метелица,

санки – саночки,

холод – холодок,

дерево – деревце,

звезда – звездочка,

солнце – солнышко,

день – денек,

ночь – ночка.

Дидактическая игра «Нелепицы»

Цель: развитие логического мышления.

Педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.

- Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

-зимой дети пошли купаться;

-дети катались по снегу на коньках;

-на снегу растут цветы;

-зимой ягоды созревают;

- с неба падал красный снег;

-дворник чистил снег совочком;

- Катя надела платье и пошла зимой гулять.

Дидактическая игра «Что зимой бывает»

Цель: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Назови 10 «зимних» слов (снег, снежинка...).

Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

«Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

«Придумай слово». Образование родственных слов: снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снежки – снежный – снегурочка – белоснежный.

«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, насекомых)».

Читаем детям по теме:



1. Русская песенка "Как на тоненький ледок... "
2. Обрядовые песенки: "Коляда! Коляда! А бывает коляда…",
"Коляда, коляда, ты подай пирога…", "Как на масляной неделе…"; "Масленица, масленица".
3. Русская народная сказка "Морозко". Обр. М. Булатова.
4. Русская народная сказка "Про Емелю, или по щучьему веленью". Обраб. Л.Елисеевой
5. Словацкая сказка "Двенадцать месяцев" (Пер. С. Маршака.)
6. Г.Х.Андерсен. Снежная королева.
7. П. Бажов. Серебрянное копытце.
8. В. Даль. Старик - годовик.
9. В. Бианки. Синичкин календарь.
10. Д. Мамин – Сибиряк. Серая шейка. Пора спать.
11. Л.Толстой. Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было. Большая печка.
12. Э.Т. Гофман. Щелкунчик и мышиный король.
13. В.А. Никифоров-Волгин. Серебряная метель.
14. Э. Успенский. Зима в Простоквашино.
15. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей.
16. И. Бунин. Первый снег.
17. С. Есенин. Белая береза. Поет зима - аукает. Пороша.
18. Б. Брехт. Зимний разговор через форточку. /Пер. с немецкого К. Орешина./
19. С. Городецкий. Первый снег.
20. Н. Никитин. Встреча зимы.
21. А. Фет. Мама, глянь-ка из окошка…
22. Л. Квитко. На катке.
23. С. Черный. Рождественское.


Распечатайте и выполните задания:





Распечатайте и выполните упражнения на мелкую моторику.





"Как животные готовятся к зиме"

Посмотрите с ребенком мультфильм о том, как животные готовятся к зиме. 

"Домашние животные"




Читаем вместе с ребенком

"Транспорт"


"
Задание 1. Родителям рекомендуется:
вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;
познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;
побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера;
для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?
Задание 2. Отгадать загадку о транспорте.
·               Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
·               Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
·               Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке, всех желающих берет —
И опять бежит вперед. (Автобус)
·               Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
·               Не летает, жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни — глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)
·                     Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
·                     Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел. (Пароход) (К. И. Чуковский)
·                      Многолюден, шумен, молод — под землей грохочет город.
А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (Метро)
Задание 3. Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными).
Порядковые числительные: первый автобус, второй автобус, третий автобус, четвертый автобус, пятый автобус; первая машина, вторая машина, третья машина, четвертая машина, пятая машина.
Количественные числительные: один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов;  одна машина, две машины  ... пять машин.
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак» Машина (какая?) - ..., автобус (какой?) - ..., самолет (какой?) - ....
Задание 5. Подобрать действия к предметам. Поезд (что делает?) - ..., самолет (что делает?) - ..., пароход (что делает?) - ....
Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного транспорта).
Задание 7. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного и единственного числа имен существительных).
Самолет - самолеты, машина - ... (самокат, трамвай, автобус, троллейбус ... ).
Задание 8. Дидактическая игра «Кто чем управляет?» Самолетом - управляет летчик, машиной  -  ...  (поездом, кораблем - ...).
Задание 9. Выучить стихотворения по выбору.
Шофер
На нитке машину гулять поведу.
На нитке домой я ее приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор —
Машину беречь должен каждый шофер.
Самолет
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (А. Барто)
 
Задание 10. Вырезать картинки с изображением различного транспорта и вклеить их в альбом.

Тема недели: "Народная культура и традиции" 

Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали).
- Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.
- Загадывание загадок о предметах народного быта.
- Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении.
- Загадки об орудиях труда крестьянина.
- Рассматривание иллюстраций «Русский народный быт».
Чтение сказки «Золотое веретено».
- Рисование предметов обихода русского крестьянина.
Чтение на выбор былин«Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец
и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»«Алеша Попович и Тугарин Змей».
- Рассматривание иллюстраций к русским былинам
- Беседа о традициях русского чаепития.
- Рассматривание иллюстраций самовара.
- Чтение рассказов «Иван Иванович самовар»«Самоварец, самовар, самоварище» (Добрынин)
- Знакомство с историей возникновения самовара.
- Знакомство с пословицами,поговорками,
прибаутками о русском гостеприимстве.
- Рассматривание куклы в национальном русском наряде.
- Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.
- Беседа о русских головных уборах и народной обуви.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий русского народного костюма
- Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
- Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.
- Составление русских узоров из мозайки.
- Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.
Слушание русской народной музыки.
Продолжать формировать умение составлять повествование (придумывание сказки, пользоваться средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, победа добра над злом, волшебные герои и т. д.)
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в пословицах, поговорках, закличках, сказах

Читаем вместе по теме "Посуда"

🧁Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;

🧁Бр. Гримм «Горшок каши»;
🧁Русская народная сказка «Лиса и журавль»;

🧁Русская народная сказка «Три медведя»;

🧁В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;

🧁Анна Шорох «Сказка про чашку»;

🧁«Как посуда чуть не перессорилась»;

🧁«Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду»;

🧁Л. Никитинская «Сказка о Кастрюле»;

🧁Эно Рауд «Кастрюля ежа»;

🧁«Сказка о чайнике, кастрюле и сковродке»;

🧁«Сказка о двух кастрюльках»;

🧁«Для чего нужна посуда?»;

🧁Е. Николаева «Я сейчас готовить буду»;

🧁С. Буслова «Я с посудой осторожна»;

🧁Б. Коренфельд «В магазин приходим с внучкой»;

🧁Н. Нищева «Вот большой стеклянный чайник»;

🧁Г. Шагалиева «На кухне раскричались ложки»;

🧁И. Бель «Вилка с ложкой поругались»;

🧁З. Александрова «Большая ложка».

🧁«Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду»

Читаем детям по теме 
"Одежда" 



Рукавички новые,

Теплые, пуховые!

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

Не озябнут ручки».

 

Бабушкины руки
Г. Браиловская

Это чья рубашка –
Синие горошинки?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки!
Это чей сарафан
Белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки!


Ботинок

О. Чернорицкая

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два — вправо,
Раз-два — влево!
— Он не хочет шнуроваться, —
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два — справа,
Раз-два — слева.
— Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

***

Е. Стеквашова

На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!

 

 

 

***
Л. Барбас

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!


Голубые варежки

А. Прокофьев

Баю-баю-баюшки,
Голубые варежки.
Мама шила, вышивала,
Где с трудом,
А где легко.
Крепкой ниткой пришивала
Настенькино имечко.
Баю-баю-баюшки,
Именные варежки.

Как ботинки ели кашу

О. Григорьева

Дед сказал однажды Паше:
- Вот, ботинки просят каши.
Да, носил их года три...
Прохудились, посмотри.
Я поеду в магазин,
Ты побудь, дружок, один.
- Хорошо, - ответил Паша.
И, чтоб время не терять,
Стал ботинки манной кашей
Из кастрюли наполнять.
- Не кормили столько лет...
Вот обрадуется дед!


***

В. Волина
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы.
- Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте.

 

Какая одежда?

А. Шибаев

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
(Сандалии – летняя обувь!)


Катюшки

А. Страйло

В деревушке три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
Всем Андрюшкам и Наташкам,
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки.

Мастерица

Г. Люшнин

Утром рано у окна
Села наша Люба.
Кукле маленькой она
Шьет сегодня шубу.
Из сукна на вате,
Чтоб не зябнуть Кате.
Пришивает не спеша
Рукава и ворот.
Вышла шубка хороша,
Можно ехать в город.


Мэри

Английская песенка

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!


Наш Прокопчик

В. Ладыжец

Наш Прокопчик как-то раз
Был на речке в ранний час.
Снял одежду и стирает…
Глядь, штанишки уплывают!
Побежал их догонять –
Стал картузик уплывать.
Мальчуган туда-сюда,
А одежды нет следа…
Мама глянула - спросила:
- Ты куда же все девал?
- Речка глупая стащила, -
Ей Прокопка отвечал.

***

А. Кардашова
Не растут, к несчастью, брюки
И у платьев рукава.
Но растут все время руки,
Ноги, шея, голова.
Мальчики и девочки
Становятся большими,
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитье взялись умело
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Все по мерке, в самый раз.


 

Неудача

А. Милн

У Джона превосходный плащ,
Отличные галоши.
А дождик не идет – хоть плачь!
День, как назло, хороший.
На небе тучки ни одной!
У них, должно быть, выходной!


Обновка

Н. Городецкая

Шуба, серая обновка,
В шубе двигаться неловко.
У Ивана грустный вид –
На полу Иван сидит.
Приводил себя в порядок –
Повалился в шубе на бок.
Не подняться самому –
Помогла сестра ему.
Медвежонком неуклюжим
Мальчик топает к дверям:
- Так и знайте, будет стужа –
Шубку зайке я отдам!

Пальто

О. Григорьев

Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошел гулять.


Панама

Н. Городецкая

У Иришки – горе,
Заругает мама:
Оказалась в море
Красная панама.
Чайкою ленивой
На волнах качается,
И не улетает,
И не возвращается.


***

Г. Лагздынь

Промочил котенок лапки,
Сшили мы котенку тапки.
Только как надеть на лапки,
Если там торчат царапки?

***

И. Муравейко
Петя в новеньких штанах
Побежал гулять чуть свет,
А до вечера они
Постарели на пять лет!
Петя наш не виноват –
Тын под грушей сучковат!


***

Н. Нищева

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Потерялась варежка

Г. Ладонщиков
Маленькая Варюшка
Потеряла варежку –
Варежку пуховую,
Совершенно новую.
Горько плачет Варюшка:
- Где же моя варежка,
Варежка зеленая,
Бабушкой дарёная?..
Что скажу я бабушке?..
Что скажу я маме?..
- Ах ты, Варя-Варюшка,
Вот же твоя варежка,
У тебя в кармане!

Шнурки

М. Пластов

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка,
А держали бы башмак
Крепко-накрепко.
Вот так!

 

Ромашки

М. Пляцковский

Есть на новом платье
У меня кармашки.
На кармашках этих
Вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки –
Будто луговые.
Ромашки, ромашки –
Прямо как живые!
Глупый наш теленок
На цветы глядел,
Глупый наш теленок
Их чуть-чуть не съел!


Сапоги с характером

В. Азбукин

В углу стояли сапоги
С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко
И – выпустил котенка!


Странные сапоги

А. Пысин

Ну и сапоги у Славы!
Один – левый. Другой – правый.
Но левый – на правой,
А правый – на левой.
Объясни скорее, Слава,
Что же это с ними стало?
Что стряслось?
- Сапоги поссорились,
вот и смотрят врозь.


Я одеться сам могу…

В. Зайцев

Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если теплая погода, –
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щеткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень!


Почему короткий день?

И. Демьянов
- Почему короткий день?
- Ты искал с утра ремень,
А потом резинки,
А потом ботинки!..
Убирай все с вечера –
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень –
И длиннее станет день!


Федя одевается

В. Орлов

Кто визжит, как поросенок,
Рано утром в выходной?
Удивляются спросонок
Все соседи за стеной.
Пусть никто не удивляется.
Это Федя одевается.
Он, запутавшись в штанах,
На полу сидит в слезах.
Смотрит бабушка в тревоге,
Протерев свои очки:
Или Федя спутал ноги,
Или спутал башмаки.


Хочу гулять

А. Ахундова

Хочу гулять, гулять, гулять!
Не надо шапку надевать,
Не время шапку надевать,
Когда давно пора гулять.
Скорее санки отыскать,
Веревку к санкам привязать.
Зачет пальто? Зачем пальто?
Лопату в руки – и бежать!
И почему нельзя понять,
Не можем мы собраться?
Кричу: - Гулять! Гулять! Гулять! –
А мама: - Одеваться!


Отгадываем загадки

 


Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять — их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

(Варежки)

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу, днем — домой.

(Валенки)

 

Отгадай загадку, кто мы.

В ясный день сидим мы дома
Если дождь, у нас работа –
Топать, шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги)

 

У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка –
Держит две косички.

(Бант)

 

От солнца я защита,
Для того и сшита.

(Панама)

 

Построили хлевец
Для пятерых овец.

(Варежки)

 

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.

(Варежки)

 

Пушистая, а не зверь.
Греет, а не печка.

(Шуба)

 

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.

(Шляпа)

 

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.

(Шарф)

 

Пять чуланов, одна дверь.

(Перчатки)

Днем обручем,
Ночью змеей.

(Пояс)

 

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу.

(Шапка)

 

Вход один,
А комнат – две.
Кто его надевает,
Тот холода не знает.

(Колготки)

 

Дорожка сшита-связана,
Постирана, разглажена.
Танюшку охраняет,
Холод отгоняет.

(Шарф)

 

В теплой пещере –
Два лаза,
В оба войдешь
И выйдешь сразу,
Ходы коротки,
Не для ноги.

(Футболка)

 

Меховые ушки
Зимою на Танюшке.

(Шапка-ушанка)

 

Кто кольцом скрутился
Да в хвост вцепился
Единственным зубом.
Надежно и туго!

(Ремень)

 

Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки — коротышки.
От солнца я защита —
Для этого и сшита.

(Панама)

 

Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?

(Плащ)


Пальчиковая гимнастика 

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?

Сжать пальцы в кулачок.

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

Все пальцы разжать, кроме одного.

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!

Разогнуть оставшийся согнутым палец.

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь?

Сжать пальцы в кулачок.

       

 

                                   




ТЕМА НЕДЕЛИ: "ЖИВОТНЫЙ МИР"

 

Дети должны знать:
- названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога, волка (логово, лисы (нора, белки (дупло) ;
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки) ;
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка, рога (лось, олень) ;
- различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку) .
Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных) :
Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.
Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :
Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, …, пять лис.
Один волк,, пять волков.
Один медведь, …, пять медведей.
Одна белка,, пять белок.
Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи? "
Хвост лисы — лисий хвост.
Лапа медведя — медвежья лапа.
Зубы волка — волчьи зубы.
Иголки ежа — ежиные иголки.
След чей? - лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи? - лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья? - лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Дидактическое упражнение "Подбери определения" :
Волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой) – колючий, маленький, …
Заяц (какой) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
Дидактическая игра "Кто где живёт? " (употребление именительного падежа сущ-х) :
В берлоге живёт (кто) – медведь.
В норе живёт (кто) – лиса.
В логове живёт (кто) – волк.
В норке живёт (кто) – ёжик.
В дупле живёт (кто) – белка.
Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании) :
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш (и) – медвежонок (медвежата) .
Папа – волк, мама – волчица, детёныш (и) – волчонок (волчата) .
Папа – лис, мама – лисица, детёныш (и) – лисёнок (лисята) .
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш (и) – зайчонок (зайчата) .
Дидактическая игра "Кто как голос подаёт? " (подобрать глагол к существительному) :
Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т. д.
Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему? "
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные) .
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные) .
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные) .
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные) .
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные) .
Игра "Кому что дадим? "
Мясо – волку.
Малину -.
Мёд -.
Морковку -.
Яблоко -.
Орехи -.
Грибы -. и т. д.
Игра "У кого – кто? "
У медведя – медвежата.
У лисы -.
У волка -.
У зайца -.
У ёжика -.
У белки -. и т. д.



МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ЦИФРОЙ 1, 
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ РАСПЕЧАТАТЬ ЗАДАНИЕ И ВЫПОЛНИТЬ ДОМА .



ТЕМА: "УРОЖАЙ, ОСЕНЬ"








Тема недели: "До свидания лето"



Повторите с ребенком название летних месяцев:
июнь, июль, август.
Познакомьте с пословицами о лете:
Пословицы и поговорки про лето:
Лето — золотая пора, не теряй ни минуты зря.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
Дождливое лето хуже осени.
Зимой морозы, а летом грозы.
Красное лето никому не наскучит.
Летний день зимнюю неделю кормит.
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.
То что лето собирает, всё зима подъедает.
Летом день пролежишь – зимой с сумой побежишь.
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Не проси лета долгого, а проси теплого.
Плохо лето, если солнца нету.
Солнце летом греет, да зимой морозит.
Хорошо бы лето, только мухи заели.
То что летом уродится - всё зимой пригодится.

«Лето» 
СЛОВАРЬ Существительные: лето, июнь, июль, август, дождь, жара, солнце, трава, деревья, отдых, отпуск, каникулы, время, радость, веселье, купание, поездка, курорт, санаторий, путевка, лагерь, цветы, грибы, ягоды, забавы, речка, море, удочка, поход, бабочки, пчелы.

 Прилагательные: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное. Глаголы: отдыхают, загорают, плескаться, печет, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются. 
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. 
1. «Один – много» Ягода – ягоды – ягод Дуб – дубы – дубов и т.д. 
2. «Назови ласково»: солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, муравейник и т.д. 
3. «Составь предложение» Вырос, поляне, на, василек. Купаются, реке, дети, в. На, села, бабочка, цветок. 
4. «Цветы» Садовые – роза, гвоздика, тюльпан Полевые – ромашка, одуванчик, василек. Лесные – фиалка, ландыш, колокольчик. 
5. «Подбери слово-действие» Солнце …. ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Ягоды … в лесу. Цветы … на лугу. Стрекоза … над водой. Муравейник … муравьи. Птицы … весело. 
6. «Закончи предложение» Пчела собирает…(мед) Комар кусает…(человека) Бабочка летает…(над цветком) Жук грызет…(кору) Божья коровка поедает…(тлю) 
7. «Подбери слово – признак» 

ЛЕТО – какое? жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное. 

СОЛНЦЕ – ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д. 
8. Развитие связной речи: составление рассказов по серии картин «Лето». 9. «Бывает – не бывает» Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Осенью люди убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в снежки. Летом дети загорают и купаются. Летом дети катаются на лыжах. 
10. «Ответь на вопрос КАК?» Утром светло, а днем еще…(светлее) Вечером темно, а ночью еще… . Осенью холодно, а зимой еще… . Весной солнце светит ярко, а летом еще… . Весной птицы поют звонко, а летом еще… . 
11.Повтори рассказ – описание о лете. 
Наступило лето. На улице стало жарко. Деревья стоят зеленые. На лугу растут цветы: ромашки, клевер, колокольчики, васильки. Над цветами летают бабочки, пчелы, божьи коровки. Вода в реке стала теплая, можно купаться. Хорошо летом.

Уважаемые родители, 
вот и прошло лето наступил учебный год.
Поздравляем вас с началом учебного года!
2023- 2024 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий