Мелкая моторика

Игры на развитие мелкой моторики рук по лексическим темам.




Тема 1.
Детский сад и игрушки
1. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
    Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»
      В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие
      пальцы),
      Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев
      обеих  рук),
      Указательный и средний (поочередно называемые пальцы    
      соединяются с большим на двух руках одновременно),
      Сам мизинчик – малышок (вверх выставляются только мизинцы,   
      другие пальцы сжаты в кулак),
      Постучался на порог (кулачки стучат друг о друга).
      Вместе пальчики – друзья,
      Друг без друга им нельзя (ритмичное сжатие пальцев на обеих   
       руках).
    Шарик
         Надуваем быстро шарик –
         Он становится большим.
         Вдруг наш шарик лопнул,
         Воздух вышел – ш-ш-ш!
         Стал он тонким и худым.
(Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение).

2. Фигурки из палочек
          Как высоко качели взлетают
          И детишек веселых качают.

1.     Игра - выложить бобами по нарисованному контуру.      

2.     Игра для пальчиков «Чудесный мешочек». Выбрать на ощупь из трех игрушек одну нужную.
3.     Дорисуй узор.



Тема 2.
Ягоды
1.     Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
         Здравствуй, полянка большая!
         Здравствуй, трава-мурава!
         Здравствуй, ягодка лесная!
         Ты поспела и вкусна.
         Мы лукошечко несем,
         Всю тебя мы соберем.
(Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками).
    «Травка»
    Ветерок шуршит травой,
    Прячет ягодку от нас,
    Только мы ее найдем,
    На варенье соберем.
(Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «трепетание» пальцами).
2.     Фигурки из палочек.
         В лес гулять мы пошли,                 
         Корзину ягод принесли.
3.     Игра. Выложить горохом по нарисованному контуру.
           Загадка
  Была зеленой, маленькой,
  Потом я стала аленькой,
  На солнце почернела я,
  И вот теперь я спелая  (клубника)
4. Дорисуй узор.


Тема 3.
Грибы
1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
                Этот пальчик в лес пошел,
                Этот пальчик гриб нашел,
                Этот пальчик чистить стал,
                Этот пальчик жарить стал,
                Этот пальчик все доел,
                Оттого и похудел.
   (Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца).
      «За грибами»
   Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони
   скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
   За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.)
   Три лукошка принесли. (Показать три пальца.)
2. Фигурки из палочек.
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
3. Игра. Выложить перловкой фигуру по нарисованному контуру.
Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Предложить найти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек.
4. Дорисуй узор.
Тема 4.
Овощи
1.     Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
          Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).
          Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
          Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
                  «Морковка»
        Не морковка – загляденье,
        Выросла на удивленье,
        Сочная да вкусная,
        Для детей полезная. (Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой).
2.     Фигурки из палочек.
Машина везет урожай с полей.
3.     Игра. Выложить горошком по нарисованному контуру.
                 Загадка
     Хотя и сахарной зовусь,
     От дождя я не размокла,
     Кругла, крупна, сладка на вкус,
     Узнали вы? Я… (свекла)
Удержание теннисного мяча поочередно между пальцами.
4.     Дорисуй узор.




Тема 5.
Фрукты
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
   Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым  
   кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять
   указательный палец левой руки, остальные сжаты).
   Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут).
   Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец).
   Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец).
   Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец).
   Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец).
   А для волка – кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной  
   кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру).
   Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть
   согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки –
   как волчьи зубы).
   Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по
   коленкам, стуча пальцами).
              «Слива»
  Мы пришли в фруктовый сад,
  Стали сливы собирать.
  Сливы, сладкие как мед,
  Сами просятся к нам в рот.
 (Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).
2. Фигурки из палочек.
Очень я люблю варенье,
Мама варит – объеденье.
3. Игра. Выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта.
    Разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них грушу (или другой фрукт).
    Дать детям кусок гибкой проволоки и совместно с ними сделать из нее контуры различных фруктов и овощей (использовать проволоку в игре «Узнай, что это?).
4. Дорисуй узор.
Тема 6.
Деревья и кустарники
1.     Пальчиковая гимнастика «Зайка»
        Под высокою сосной
        Сидит заинька косой. (Одна рука – сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты).
              «Елка»
  Елка быстро получается,
  Если пальчики сцепляются.
  Локотки ты подними,
  Пальчики ты разведи. (Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются).
    
      «Дерево»
  У дерева ствол,
  На стволе много веток,
  А листья на ветках
  Зеленого цвета. (Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).

               «Лес»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
2.     Фигурки из палочек.
       Сад забором оградили,
       Чтоб деревья дольше жили.
       Дождь сейчас в лесу пойдет,
       Все водой своей зальет,
       К елочке своей беги,
       От дождя себя спаси.

3.     Игра. Дети рвут желтую и оранжевую бумагу на мелкие кусочки и выкладывают из них осеннюю ветку. Затем дети шерстяными цветными нитками выкладывают по нарисованному контуру листочки с различных деревьев. Определяют, с какого дерева каждый из получившихся у них листочков.
         Из сосновых шишек выкладывают веселых человечков и читают им свое любимое стихотворение.
4.     Дорисуй узор.


Тема 7.
Перелетные птицы
1.     Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»
         Пой-ка, подпевай-ка!
        Десять птичек – стайка.
        Эта птичка – соловей,
        Эта птичка – воробей,
        Эта птичка – совушка,
        Сонная головушка,
         Эта птичка – свиристель,
         Эта птичка – коростель,
        Эта птичка – скворушка,
         Серенькое перышко,
        Это зяблик, это стриж,
        Это развеселый чиж,
        Ну, а это злой орлан…
        Птички, птички, по домам! (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки).
         «Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет. (Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь).
     «Птички в гнезде»
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно. (Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими).
2.     Фигурки из веточек.
Стайка птиц летит на юг.
3.     Игра. Предложить детям с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох.
          Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. «Узнай меня!».
4.     Дорисуй узор.


Тема 8.
Домашние птицы
1.     Пальчиковая гимнастика «Утята»
         Раз, два – шли утята,
        Три, четыре – за водой,
        А за ними плелся пятый,
        Позади бежал шестой,
        А седьмой от них отстал,
        А восьмой уже устал,
        А десятый напугал:
        Громко, громко запищал:
         - Пи-пи-пи! Не пищи,
         Мы тут рядом, поищи. (Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук).
             «Гусь»
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет. (Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу).
        «Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой. (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх).
          «Курочка»
Курочка прыг на крыльцо:
- Я снесла тебе яйцо. (Большой и указательный пальцы образуют овал («глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении).
2.     Задания для детей. Желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыпленка, нарисованного логопедом. Скомкать бумагу в маленькие комочки – крошки для птичек.

3.     Игра. Предложите ребенку обвести утенка по контуру и выложить его рисом.
4.     Дорисуй узор.
Тема 9.
Почта
1.     Пальчиковая гимнастика «Гости»
        Стала Маша гостей созывать:
        И Иван приди, и Степан приди,
        И Матвей приди, и Сергей приди,
        А Никитушка – ну пожалуйста!
        Стала Маша гостей угощать:
        И Ивану блин, и Степану блин,
        И Матвею блин, и Сергею блин,
        А Никитушке – мятный пряничек. (На первые четыре строчки вращение кистей рук от себя, на пятую – к себе. На остальные строки поочередно массировать кончики пальцев правой руки).

2.     Фигурки из палочек.
        Почтальон принес письмо,
        Очень толстое оно.
        Пишут бабушка и дедушка,
        Приглашают в гости детушек.
        Мне в день рожденья подарили
        Подписку на год на «Мурзилку».
3.     Игра. Нарисовать кончиками пальцев (гуашью) поздравительную открытку для друга.
                   Вместе с ребенком сделать конверт из бумаги, украсить его аппликацией из мелких кусочков цветной бумаги.
4.     Дорисуй узор.



Тема 10.
Осень
1.     Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
         Раз, два, три, четыре, пять,
        Вышли пальчики гулять.
         Раз, два, три, четыре, пять,
         В домик спрятались опять. (Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке).
        «Грабли»
 Листья падают в саду,
 Я их граблями смету. (Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя).
2.     Фигурки из палочек.
            Мельница крыльями машет вдали –
            Будет мука, чтоб пирог испекли.
3.     Игра. Учить детей рвать бумажки в форме листьев с различных деревьев.
4.      Дорисуй узор.




Тема 11.
Семья
1.     Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
                      «Кто приехал?»
   Кто приехал? (Быстро хлопают кончиками больших пальцев друг о друга).
    Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают друг другу).
    Мама, мама! Это ты? (Хлопки кончиками сначала больших пальцев, затем указательных).
    Папа, папа! Это ты? (Хлопки кончиками больших пальцев).
    Да, да, да! (Хлопки кончиками средних пальцев).
    Братец, братец! Это ты? (Хлопки кончиками больших пальцев).         
    Да, да, да! (Хлопки кончиками безымянных пальцев).
    Ах, сестричка! Это ты? (Хлопки кончиками больших пальцев).
    Да, да, да! (Хлопки мизинцами).
    Все мы вместе, да, да, да! (Хлопки всеми пальцами).
              «Моя семья»
    Раз, два, три, четыре! (Хлопать в ладоши).
    Кто живет в моей квартире?
    Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопать в ладоши).
    Всех могу пересчитать:
    Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я. (Поочередное поглаживание – массаж – всех десяти пальцев).
     Вот и вся моя семья!
      «Очки»
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела. (Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, их надо поднести к глазам).
2.     Фигурки из палочек.
         «Рожица»
     Я строил рожицу
     В зеркале себе,
     Рожица смешною
     Показалась мне.

             «Очки»
Очки помогают книгу читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать.
3.     Игра. Предложить детям кончиками пальцев на манке, рассыпанной на большом блюде, нарисовать веселого человека.
               Предложить детям сделать сначала большой комок из бумаги и подбросить его как можно выше; потом много маленьких комочков из цветной бумаги и собрать из них бусы в подарок малышам.
               Предложить детям поиграть на «пианино», поочередно поднимая каждый палец от стола.
4.     Дорисуй узор.


Тема 12.
Наш город
1.     Пальчиковая гимнастика «Газон засох»
             Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши).
             Вышел дождик погулять, шел неслышно, по привычке, а зачем ему спешить? (Руки вверх-вниз, круговые движения кистями рук).
              Вдруг читает на табличке (Кисти рук вверх):
              По газонам не ходить! (Кисти скрещивают – ножницы).
              Дождь вздохнул тихонько: «Ох!». И ушел. Газон засох. (Руки плавно вытянуть вверх, потом так же плавно опустить. Присесть. Закрыть голову ладошками).
2.     Фигуры из палочек.
                        «Башня»
       Башню построим высокую мы.
       Окна, бойницы в башне видны.
    «Колодец»
Колодец глубокий,
В колодце водица.
В жару из колодца
Приятно напиться.
3.     Игра. Предложите детям из веток выложить здание детского сада. Можно совместно с ними из веточек сделать план группы, из палочек выложить рисунок «Театр».
                Предложите детям на манке, рассыпанной на столе, кончиком указательного пальца нарисовать часовню с Караульной горы.
4.     Дорисовать узор.
Тема 13.
Наша Родина
1.     Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
        Здравствуй, солнце золотое!
        Здравствуй, небо голубое!
        Здравствуй, вольный ветерок!
        Здравствуй, маленький дубок!
        Мы живем в одном краю –
        Всех я вас приветствую. (На первые четыре строчки пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга).
          «Обогрей»
  Солнце, солнце, солнышко (Ладони скрестить, пальцы раздвинуть – «солнышко»)
  Золотые щечки (Круговые движения кончиками пальцев по щечкам).
  Обогрей ты, солнышко (Круговые поглаживания рук),
  Край родной скорее.
2.     Фигурки из палочек.
        Солнце
3.     Игра. Из пшена выложить по контуру рисунок «Березовая роща». Зерна должны лежать плотно, чтобы получилась сплошная линия.
             При помощи палочки (с закрытыми глазами) определить предмет, стоящий на столе, назвать его.
             Выложить на панно узор из мозаики по мотивам русской народной росписи.
             Рассортировать в две тарелки рисовую крупу и горох.
4.     Дорисуй узор.



Тема 14.
Зима
1.     Пальчиковая гимнастика «Погреемся»
          Наши ручки замерзают (Кулачки крепко прижать друг к другу).
          Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (Разжать кулачки, хлопать в ладоши).
          Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть. (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь).
          Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем. (Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки).
                       «Лед»
    Чтоб на льду не растянуться (Ладони перед собой, пальцы сжаты),
    Лег Андрюшка на живот (положить ладони на стол).
    Ведь не может поскользнуться кто не ходит, а ползет. (Ладони тихо скользят – ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь.)

Зимним утром от мороза на заре звенят березы. (Руки тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы подняты и растопырены. Произнося текст, шевелить кистями рук и пальцами.
2.     Игра. Разложить льдинки по формочкам.
               Выложить из жгута или бельевой веревки снежные сугробы.
               Сложить из тонких бумажных полосок снежинку по образцу меньшего размера.
3.     Дорисуй узор.







Тема 15.
Зимующие птицы
1.     Пальчиковая гимнастика «Голуби»
         Мы распахнем пошире дверь и выпустим на волю голубей. (Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны ладонями вверх).
         И, крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко. (Махи руками – имитация полета голубей).
         Вернувшись из полета, воркуют друзья: жить без свободы птицам нельзя. (Выполняют «птичку»: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими).
                «Воробьи»
  Пять воробьев на заборе сидели,
 Один улетел, а другие запели
  И пели, пока не сморила усталость,
  Один улетел, а трое остались.
  Сидели втроем и немного устали,
  Один улетел, а двое остались.
  Сидели вдвоем и снова скучали,
  Один улетел, и остался один.
  Он посидел, да и взял, улетел. (Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному).
     «Птичка»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошки.
      «Филин»
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». (Руки сжатые в кулаки, прижаты. Большие пальцы вверх – ушки; указательные пальцы показывают на грудь – нос).

2.     Игра. Выложить птичку по образцу из мелких геометрических фигур.
               Черно-белого снегиря (рисунок логопеда) украсить мелкими кусочками цветной бумаги (бумагу надо рвать как можно мельче).
3.     Дорисуй узор.

Тема 16.
Новый год
1.     Пальчиковая гимнастика «Праздник»
         Ждали праздника мы долго (Трем ладошку о ладошку).
         Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу).
         Наконец пришла зима, в гости елку привела. (Пальцы «идут» по столу, по коленкам).
         К елке все мы подошли, хороводы завели. (Пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются).
        Покружились, поплясали. (Круговые движения кистями рук).
        Даже чуточку устали. (Кисти рук опустить, расслабить).
        Дед Мороз, скорей приди, нам подарки принеси. (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперед).
                «Елочка»
  Елочка зеленая выросла в лесу,
  Елочку на праздник я домой несу. (Ладони от себя, пальцы переплетены (ладони под прямым углом). Пальцы вперед, локти к телу не прижимать).
2.     Игра. Дети сматывают из шерстяных ниток клубочки, украшают их аппликацией и делают петельку, за которую подвешивают на елку.
               Дети украшают открытки с нарисованными контурами новогодней игрушки разноцветным конфетти и дарят детям младшей группы.
3.     Дорисуй картинку.



Тема 17.
Зимние забавы
1.     Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
          Мы лепили снежный ком. (Имитация лепки комочка).
          Ушки сделали потом. (Указательным и большим пальцами делаем прищепы).
          Вместо глаз – угольки нашлись у нас. (Щепоть из пальчиков – угольки).
          Кролик вышел как живой: и с хвостом, и с головой. (Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут»).
          За усы не тяни – из соломинки они! (Имитация движения: щепотью тянем усики).
          Длинные, блестящие, точно настоящие.
2.     Фигурки из палочек.
        Санки зимой
        С горок летят,
        В санках ребята
        Хохочут, визжат.
3.     Игра. Нисколько не скользко,
                       Не скользко нисколько. (Левая ладонь лежит на столе внутренней стороной вниз, правая чуть сжата в кулак и тоже на столе. Произнося слова, правой ладонью «скользим» вперед, постепенно распрямляя ее, левую придвигаем к себе, медленно сжимая в кулак).
                      Из риса выложить по воображению зимний пейзаж на картоне. Вспомнить и прочитать стихотворение о зиме.
4.     Дорисуй узор.




Тема 18.
Посуда и пища
1.     Пальчиковая гимнастика «Шалун»
        Наша Маша кашу варила,
        Кашу варила, деток кормила.
        Этому дала,
        Этому дала,
        Этому дала,
        Этому дала,
        А этому не дала:
        Он много шалил
         И тарелку разбил. (На первые две строчки дети чертят пальцем круги на ладошке. На следующие четыре – загибают пальцы. На последние две – пальцами взять мизинец другой руки и слегка покачать его).
2. Фигурки из палочек.
       Мы конфеты любим очень,
       Можем съесть хоть килограмм.
       Только мама говорит,
        Что животик заболит.
       Нам коробку подарили,
       Очень рады были мы.
       Ведь коробка – просто чудо,
       Полна сладостей она.
3. Игра. С закрытыми глазами из «Чудесного мешочка» взять стеклянную посуду (оставить – пластмассовую).
            Из большой емкости рассыпать рис в несколько маленьких стаканчиков поровну.
            Выложить из горошка любую чайную посуду по воображению.
4.     Дорисуй узор.



Тема 19.
Одежда и обувь
1.     Пальчиковая гимнастика «Варежки»
         Маша варежки надела: «Ой, куда я пальчик дела?». (Сначала все пальцы растопырены, потом большие прижимаются к ладони – «прячутся»).
         Нету пальчика, пропал,
         В свой домишко не попал.
         Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла». (Большие пальцы выпрямить).
         Ищешь, ищешь, не найдешь. (Сжать пальцы в кулак).
        «Здравствуй, пальчик, как живешь?» (Большой палец отделить от кулачка).
             «Крючочки»
  Крепко держатся дружочки,
  Не разжать нам их крючочки.
2.     Игра. Застегивать и расстегивать пуговицы разной величины, крючочки, молнии, замочки.
                Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.
                Упражнять в растягивании резинки (крепко держать ее за концы пальцами).
                Предложить детям сплести узор из разноцветных шнурков.
3.     Дорисуй узоры.



Тема 20.
Домашние животные
1.     Пальчиковая гимнастика «Повстречались»
         Повстречались два котенка: мяу-мяу!
         Два щенка: ав-ав!
         Два жеребенка: иго-го!
         Два тигренка: р-р-р!
         Два быка: му-у!
          Посмотрите, какие рога. (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы).
             «Лошадки»
    По дорожке белой, гладкой
    Скачут пальцы, как лошадки.
    Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
    Скачет резвый табунок. (Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения).
         
   «Собака»
  У собаки острый хвостик,
  Есть и шейка, есть и носик. (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

           «Кошка»
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы слышать мышь
В своей норушке. (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).
       «Лошадка»
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво. (Правая ладонь на ребро от себя, большой палец вверх. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя гриву. Большой палец вверх. Два больших пальца – «уши»).
         «Коза»
У козы торчат рога,
Может забодать она. (Ладонь тыльной стороной вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты в ладони и обхвачены большим).
2.     Игра. От топота копыт
                Пыль по полю летит. (Ладонями поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной).
3.     Фигурки из палочек.
- Киса, кисонька, кисуля,-
Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой! –
И погладила рукой.
4.     Задания детям.
        Выложить теленочка из перловки по нарисованному контуру.
        Нарисуй по точкам щеночка.



Тема 21.
Дикие животные
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
           На лужок пришли зайчата,
           Медвежата, барсучата,
           Лягушата и енот.
            На зеленый на лужок
            Приходи и ты, дружок. (Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно).
           «Волк и лиса»
  Серый волк бежит по лесу. (Большие пальцы развести в стороны, указательные пальцы согнуть внутрь ладоней – лоб. Остальные пальцы – верхняя и нижняя челюсти).
  А за ним бежит лиса.
  Поднялись у них трубою
  Два пушистеньких хвоста. (Внутрь ладоней сгибать указательные и мизинцы, чтобы мордочка была еще острее. Большие пальцы чуть согнуть).
      «Зайка и ушки»
  Ушки длинные у зайки,
  Из кустов они торчат.
  Он и прыгает, и скачет,
  Веселит своих зайчат. (Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими (в стороны и вперед).
    «Зайка в норке»
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке. (Левая ладонь расположена горизонтально, правая согнута. Указательный палец и мизинец правой руки упираются в указательный палец и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в сторону (ушки). Большой палец прижат).

    «Ежик»
Колючий ежик –
Ни головы, ни ножек.
5.     Фигурки из палочек.
                  «Ежик»
       На комод забрался ежик,
       У него не видно ножек,
       У него, такого злючки,
       Не причесаны колючки,
       И никак не разберешь –
       Щетка это или еж.

6.     Игра. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги (белка и ежик).
7.     Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.



Тема 22.
Животные жарких стран
1.Пальчиковая гимнастика «Черепаха»
        Вот моя черепаха.
        Она живет в домике.
        Она очень любит свой дом.
         Когда она хочет есть,
         То высовывает голову.
         Когда хочет спать,
         То прячет ее обратно. (Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Показать большие пальцы и спрятать их обратно).
   «Слон»
 В зоопарке живет слон.
 Уши, хобот – все при нем.
 Головой своей кивает,
 Будто в гости приглашает. (Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным  и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью).
    «Черепаха»
Черепаха домик свой
Всюду носит за собой.
2.     Игра. Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
                 Однажды в джунглях слоны плясали.
                  Что было в джунглях – представьте сами.
3.     Дорисуй узор.



Тема 23.
Защитники Отечества
1.     Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
         Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем. (Пальцы бодро «маршируют» по столу).
         В нашу армию, ребята, просто так не попадешь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево - вправо).
         Нужно быть умелым, сильным и смелым. (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются).
2.     Игра. Цветные палочки выложить горкой, брать палочки двумя пальчиками – указательным и большим – только по одной, складывать одну к другой в ряд.
3.     Фигурки из палочек.
                      «Танк»
       Танк на войне боевая машина,
       Сильная, смелая, несокрушимая.

          «Звезды»                                                     «Флажок»
Звезды нам с небес сияют,                           В руки я флажок возьму,
Ночью путь нам освещают.                       На парад я с ним пойду.
4.     Игра. Из риса на синем картоне выложить салют по нарисованному контуру.
                Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?
                Предложить каждому ребенку оставить на бумаге разноцветные отпечатки пальцев, затем дорисовать их, т.е. постараться увидеть в каждом отпечатке образ.
5.     Дорисуй узор.



Тема 24.
Рыбы
1.     Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
        Рыбки весело резвятся
        В чистой тепленькой воде.
        То сожмуться, разожмутся,
        То зароются в песке. (Руками показывать движения рыбок в соответствии с текстом).
2.     Фигурки из палочек.
                «Рыбка»
      Рыбка плавает в воде,
     Плещется, играет.
         «Ракушка»

3.     Игра. Из цветных шерстяных ниток выложить аквариум с рыбками и водорослями;
                из листа бумаги скатать рулончик, делая его при помощи ладоней все тоньше и тоньше;
                за определенное время завязать как можно больше узелков на веревке, а затем как можно быстрее из развязать;
                рисовать кончиками пальцев на манке, рассыпанной на столе, волнистые линии (шторма на море);
                из шерстяной голубой нити на картоне выложить волнистые плавные линии (волны).
4.     Дорисуй узор.



Тема 25.
Мамин праздник
1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка»
    Мамочка, мамочка, любимая моя. (Поочередно загибать пальчики правой руки, начиная с большого, затем тоже на левой руке).
    Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя. (Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить).
2.     Фигурки из палочек.
Цветок для мамы – тюльпан.
3.     Игра. Предложить детям завязать бант из капроновой ленты на коробке с подарком для любимой мамы;
               собрать бусы, соблюдая определенную последовательность в составлении узора;
               нарвать из цветной бумаги очень мелкие кусочки и по нарисованному контуру выполнить аппликацию «Пион» в подарок маме; 
               как можно быстрее смотать клубок шерстяных ниток;
              обвести рисунок точно по линиям, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.


Тема 26.
Весна
1.     Пальчиковая гимнастика «Веселый дождик»
                   Дождик песенку поет, только кто ее поймет? (Пальцы постукивают по столу – сначала быстро, потом медленно).
                   Не поймем ни я, ни ты, но зато поймут цветы, и зеленая трава, и весенняя листва. (Пальцы барабанят быстро – быстро – пошел «ливень»).
                    Лучше всех поймет зерно – прорастать начнет оно. (Пальцы стучат все медленнее и медленнее и наконец останавливаются).
         «Флажок»
 Я в руке флажок держу
 И ребятам им машу.
2.     Игра. Скатать из бумаги несколько рулончиков разной толщины и длины, регулируя силу нажима пальцев на бумагу.
               Провести прямые линии от каждой капельки до земли так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

3.     Дорисуй узор.


Тема 27.
Транспорт
1.     Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
          Две ладошки прижму и по морю поплыву. (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук).
          Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.
          Паруса подниму, синим морем поплыву. (Поднять выпрямленные ладони вверх).
          А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Имитация движений волн и рыбок).
                 «Лодка»
      Лодочка плывет по речке,
      Оставляя на воде колечки.
            «Пароход»
   Пароход плывет по речке,
   И пыхтит он, словно печка.
2.     Фигурки из палочек.
                 «Лодка»
      Лодка у берега речки стоит,
      С лодки рыбак рыбу удит.
          «Пароход»
  Пароход большой плывет,
  Капитан его ведет.
           «Машина»
 Машина по улицам мчится,
 Из-под колес пыль клубится.
           «Лодка»
  Лодка с парусом плывет,
  Путешествовать зовет.
           «Самолет»
 Самолет я в небе чистом увидал,
 Жалко, что ни разу в нем я не летал.
3.     Игра. Рисовать вертолет кончиками пальцев на манке.
            Быстро лопасти крути!
            Вертолет, лети, лети!
4.     Дорисуй узор.


Тема 28.
Строительные профессии
1.     Пальчиковая гимнастика «Маляры»
           Красят домик маляры для любимой детворы. (Кисти рук вверх – вниз).
           Если только я смогу, малярам я помогу. (Круговые движения кистями рук).
                  «Домик»
   Дом стоит с трубой и крышей,
   На балкон гулять я вышел.
2.     Фигурки из палочек.
        «Дом и ворота»
      На поляне дом стоит,
      Ну, а к дому путь закрыт.
      Мы ворота открываем,
      В этот домик приглашаем.
          «Мост»
Мост построим через речку
Для машин и человечков.
           «Окно»
В комнате нашей большое окно,
Вижу лужайку я из него.
3.     Игра. Предложить детям отгадать загадки и выложить отгадки по образцу.
         Я землю копала – ничуть не устала.
        В кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
                                        Толстый тонкого бьет,
                                        Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
         Листья падают в саду,
         Я их быстренько смету. (Грабли)
                                         Ела, ела, дуб, дуб,
                                         Поломала зуб, зуб. (Пила)
4.     Дорисуй узор.


Тема 29.
Школа и библиотека
1.     Пальчиковая гимнастика «Мы писали»
        Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. (Сжимать и разжимать кулачки).
        Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики. (Пальчики скачут по столу. Растопырить пальцы, ладони вверх).
         Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок. (Пальчики скачут по столу).
         Ветер травушку качает, влево - вправо наклоняет. (Легкие движения кистями влево, вправо).
         Веселитесь на лужайке! (Весело хлопать в ладоши).
2.     Фигурки из палочек.
       
3.     Игра. Предложить детям с закрытыми глазами выстроить матрешек по порядку – от самой большой до самой маленькой (или наоборот).
4.     Дорисуй узор.



Тема 30.
Космос
1.     Фигурки из палочек.
             «Звездочка»
      Звезды нам с небес сияют,
      Ночью путь нам освещают.
                «Ракета»
  В небо ракета стрелою взлетела,
  В ней космонавт сидит,
  Сильный и смелый.
2.     Игра. Выложить из палочек отгадку.
               «Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится». (Ракета)
               Мелко нарвать белую бумагу и выложить звезды на темно-синем картоне (небо).
                Рисом по нарисованному контуру выложить изображение космонавта в скафандре.
3.     Дорисуй узор.


Тема 31.
Мебель
1.     Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
         Мягкой кисточкой покрашу
         Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить подушечки всех пальцев вместе, движениями пальцев и запястьев раскачивать кисть вправо, влево; вправо – пальцы раздвинуть, влево – мягко соединить).
     «Стул»
   Ножки, спинка и сиденье –
   Вот вам стул на удивленье. (Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе).
          «Стол»
  У стола четыре ножки,
  Сверху крышка, как ладошка. (Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки).
2.     Фигурки из палочек.
                   «Кроватка»
      Поставим в спальню мы кроватку,
     И спать на ней мы будем сладко.
              «Табуретка»
    На табуретке сидят за столом,
    И без нее неуютен наш дом.
3.     Игра. С закрытыми глазами (на ощупь) рассортировать в глубокой тарелке горох и рис.
                Удерживать грецкие орехи между пальцами, катать их между ладонями, выполнять круговые движения по столу, придерживая их ладонью.
                С закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек найти две одинаковые.
4. Дорисуй узор.




Тема 32.
Бытовые приборы
1.     Пальчиковая гимнастика «Пылесос»
        Пылесос, пылесос, (ритмичное сгибание пальцев обеих рук)
        Ты куда суешь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу)
        Я жужжу, я жужжу, (соприкосновение кончиков пальцев).
       Я порядок навожу.
2. Фигурки из палочек.
                «Телевизор»
    Без телевизора скучно, друзья,
   Но долго смотреть телевизор нельзя.
        «Часы»
Часы я на руку надел,
На них я изредка смотрел.
2.     Игра. Играть с волчками («Чей волчок дольше крутится»).
               Из старой газеты скомкать комочки и поиграть с ними: «Попади в цель». «Кто больше комочков забросит в корзину», «Чей комочек улетит дольше».
               Обведи клубочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги.
               Наматывай клубочки от центра или от края по часовой стрелке и против нее.


Тема 33.
Откуда хлеб пришел
1.     Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
        Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг).
        Баранку (большой и средний пальцы образуют круг).
        Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг).
        И буханку (большой палец и мизинец образуют круг).
        Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)
        Испек спозаранку.
2.     Фигурки из палочек.
            «Мельница»
        Мельница крыльями
        Машет вдали.
        Будет мука,
        Чтоб пирог испекли.
3.     Игра. Отгадать загадку, ответ выложить из риса по нарисованному контуру: «Вырос в поле дом, полон дом зерном». (Колос)
                Собрать из мелких геометрических фигур картинку по образцу.



Тема 34.
Цветы
1.     Пальчиковая гимнастика «Цветки»
        Наши алые цветки распускают лепестки.
        Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
        Наши алые цветки закрывают лепестки,
        Головой качают, тихо засыпают. (Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед – назад).
             «Мак»
  На пригорке вырос мак. (Пальцами левой руки сделать бутон).
  Он склонил головку так. (Бутон наклонить).
  Бабочка над ним порхает, быстро крыльями мелькает. (Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка крылышками).
2.     Фигурки из палочек.
            «Кактус»
     Ой, колючка на колючке,
     Не цветок, а просто злючка.
            «Ваза»
 Я цветок поставлю в вазу,
 Он лепестки раскроет сразу.
3.     Игра. Обвести рисунок по точкам.
        Вырос высокий цветок на поляне,
        Утром весенним раскрыл лепестки,
        Всем лепесткам красоту и питанье
        Дружно дают под землей корешки.
            Обмакнуть указательный палец правой руки в красную гуашь и поставить на листе много красных точек. Подумать и сказать: что бы это значило? (Бусы рассыпались много солнц на небе и т.д.)
4.     Дорисуй узор.





Тема 35.
Насекомые
1.     Пальчиковая гимнастика «Осы»
        Осы любят сладкое,
        К сладкому летят.
        И укусят осы,
        Если захотят. (Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны).
         «Жук»
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит. (Пальцы сжаты в кулак. Указательный и мизинец развести в стороны и пошевелить ими)
     «Бабочка»
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
2. Игра. Слишком ножек у сороконожек. (Пальцы обеих рук «бегают» по столу, как по клавишам).
3. Фигурки из палочек.
         «Бабочка»
      Крыльями бабочка
      Машет, летает
      С цветка на цветок.
      Нектар собирает.
                «Жук»
Жук по зеленой травке ползет,
Дойдет до конца и упадет.
4.     Игра. Обвести рисунок по точкам.
                       Не кусай, комарик злой,
                       Я бегу уже домой.
                Поставить отпечатки следующим образом: красный, желтый, зеленый, синий…Пусть ребенок продолжит логическую цепочку.
               С закрытыми глазами найти среди нескольких предметов пару одинаковых игрушек или плоскостных изображений.
5. Дорисуй узор.
6.Дорисуй картинку в зеркальном отражении.




________________________
Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 2005. №3-6.





(по лексическим темам)





Уважаемые родители!
Поздравляем Вас и ваших деток с переходом в старшую группу.
И продолжаем работать над мелкой моторике рук. 
На сайте  


Вы можете найти рекомендации  упражнений и игр по развитию мелкой моторике, которые помогут вашим детям развить зрительную память, тактильную память, мелкую мускулатуру пальцев рук, логическое мышление.




Уважаемые родители!
 Продолжаем говорить о необходимости развития мелкой моторики для детей 4-5 лет и предлагаем вам ссылку где можно посмотреть игры и мастер класс по изонити:





Влияние пластилинографии для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. 








Пластилинография — это нетрадиционный вид изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. 
Работа с пластилином в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязание обеих рук, движения становятся более согласованными, активное действие которых ведёт к более точной передачи формы. Основным инструментом является рука, вернее обе руки. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходу к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, способствует снятию мышечного напряжение и расслаблению, будит фантазию. У детей формируется умение планировать свою работу, доводить начатое дело до конца. 
В интересной игровой форме обогащается и словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Сенсорное развитие занимает одно из основных мест в работе с детьми по пластилинографии. Здесь происходит развитие восприятия цвета, формы, величины.








Работа с пластилином благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина.






Консультация для родителей детей средней группы 





Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. 

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д.
 Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. 

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки

 Рисование Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п. Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре. 
Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам. 
 Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
  Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет"). 
 Раскраски Аппликации Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки. 

Мозаика Лепка Игры-шнуровки, плетения Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

 Игры с предметами Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика. Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д. На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. · "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. 
· Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. · Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. · Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
· Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". 
· Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. · Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку". 
 Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
  Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". 
 Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".
  Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд Медвежат, волчат, бобрят". 
 Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: "Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?



Мастер - класс
 "Мелкая моторика для детей дошкольного возраста"

Смотреть: https://cloud.mail.ru/public/5q2H/x1CGerHoS



Спасибо Олесе Рафаиловне! за изготовлении папки: "Мелкая моторика у нас дома"






















Видеофильм: 
"Мелкая моторика из подручных материалов"
Пономарева Степана




"Игра с бусинками" Валерия Зуева 






Комментариев нет:

Отправить комментарий