Продолжаем играть и развивать ребенка
с помощью игр.
«Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
-
Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
-
Хочу увеличить выходные.
-
Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
-
Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
-
Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
Хочу увеличить выходные.
Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
«Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
«А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
-
Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
-
Сначала вторник, а потом? — Среда.
-
Сначала вечер, а потом? — Ночь.
-
Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
-
Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
-
Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
Сначала вторник, а потом? — Среда.
Сначала вечер, а потом? — Ночь.
Сначала завтрак, а потом? — Обед.
Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
Продолжаем знакомится с ТРИЗом.
Сегодня мы познакомимся с упражнением "Учимся думать и запоминать. Это упражнение поможет ребенку развивать память, мышление, формировать активное восприятие родного языка. Материал который можно использовать для этого - это разные считалки. Пособие которое сегодня я вам предлагаю поможет ребенку самостоятельно схематизировать считалку. При этом он легко запомнит текст и с удовольствием работает с ним (совместно со взрослым). Создается и поддерживается ситуация успеха, которая крайне важна для детей.
Таблица рисуется для каждого стихотворения или считалочки новая в зависимости сколько слов и строк в ней.
Рекомендуемый алгоритм схематизации текста (кодировки)
1.Прочитать текст считалки полностью (взрослый, так как пока мы не умеем читать)2.Выделить первое предложение, повторить.3. Найти 1,2,3 слова в первом предложении.
4.Напомнить правила:
- Каждое слово кодируется отдельной клеточке;
- Схема слова не должна быть детально прорисована;
- Если после кодировки в конце строки остаются незаполненные клетки, они просто зачеркиваются;
5. Закодировать первую строку;6.Повторить первую строку по отдельным схемам;7. Аналогично работать с последующими строками.
Считалка:
Сел тукан на диван,А тушканчик – на диванчик.Стал тапир на табуретку,На тахту прилег медведь,Захотели – тели-тели телевизор
посмотреть.
Кодировать слова можно рисунком или буквой, но так как дети читать пока не могут мы объясняем, что это значок обозначающий слово - Например: слово сел можно обозначить буквой С или нарисовать значок обозначающий это слово. Тукан можно нарисовать птицу - тукан, на прописывается полностью, диван рисуем диван или пишем букву Д. последняя клетка лишняя ее зачеркиваем. И так все клеточки, а потом предлагаем ребенку прочитать что получилось по кодировке.
Далее смотреть алгоритм схематизации текста.
НАПРИМЕР:
Желаем успеха! Учимся вместе с ребенком.
Уважаемые родители!
Сегодня у нас необычная консультация, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. А что это за страна? Это страна фантазий, воображений, мышления, памяти под названием ТРИЗ. Что такое ТРИЗ?
Методика
ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта
методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень
интересной. В 1987 году её начали применять в детском саду.В
настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из
основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны
– занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через
творчество. ТРИЗ способствует развитию аналитических
способностей; учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает
ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью; культивирует
стремление познавать и получать новую информацию; дает свободу слова и свободу
проявления личности; ребенок становится более универсальным, то есть,
справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход
из более сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни. Дидактические
игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в
домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять
ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут
быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно
его провести.И начнем мы наше знакомство с несколькими играми, в которые можно поиграть всей семьей.
"Предложения по цепочке"
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Ведущий поровну делит картинки между всеми
участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Ведущий выкладывает на середину стола любую
картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение,
используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его
стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на
«кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры,
которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и
т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые
картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только
одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от
своих картинок.
"Антилогическое лото"
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: подготовить две группы
карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с
названиями картинок второй группы.
Ход игры:
Ведущий поровну делит между игроками картинки
первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы ведущий перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А игроки, не
глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно
открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась
карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос ведущего: «Зачем
шкафу клюшка?». игроки придумывают множество самых неожиданных и забавных связок
между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают
очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.
Попробуйте поиграть всей семьей, сначала может не получатся но постепенно опыт будет накапливаться и все получится.
Начнем мы знакомство с ТРИЗом с двух игр по развитию речи.
Желаю успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий