Педагогическая гостиная для родителей

Продолжаем играть и развивать ребенка 

с помощью игр.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания. Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы». Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.




Продолжаем знакомится с ТРИЗом. 

Сегодня мы познакомимся с упражнением "Учимся думать и запоминать. Это упражнение поможет ребенку развивать память, мышление, формировать активное восприятие родного языка. Материал который можно использовать для этого - это разные считалки. Пособие которое сегодня я вам предлагаю  поможет ребенку самостоятельно схематизировать считалку. При этом он легко  запомнит текст и с удовольствием работает с ним (совместно со взрослым). Создается  и поддерживается ситуация успеха, которая крайне важна для детей.

Таблица рисуется для каждого стихотворения или считалочки новая в зависимости сколько  слов и  строк в ней.


Рекомендуемый алгоритм схематизации текста (кодировки)

1.Прочитать текст считалки полностью (взрослый, так как пока мы не умеем читать)2.Выделить первое предложение, повторить.3. Найти 1,2,3 слова в первом предложении.

4.Напомнить правила:

  •    Каждое слово кодируется отдельной клеточке;
  •    Схема слова не должна быть детально прорисована;
  •    Если после кодировки в конце строки остаются незаполненные клетки, они просто         зачеркиваются;
5. Закодировать первую строку;6.Повторить первую строку по отдельным схемам;7. Аналогично работать с последующими строками.




























Считалка:


Сел тукан на диван,А тушканчик – на диванчик.Стал тапир на табуретку,На тахту прилег медведь,Захотели – тели-тели телевизор посмотреть.


Кодировать слова можно рисунком или буквой, но так как дети читать пока не могут мы объясняем, что это значок обозначающий слово - Например: слово сел можно обозначить  буквой С или нарисовать значок обозначающий это слово. Тукан можно нарисовать птицу - тукан, на прописывается полностью, диван рисуем диван или  пишем букву Д. последняя клетка лишняя ее зачеркиваем. И так все клеточки, а потом предлагаем ребенку прочитать что получилось по кодировке.

Далее смотреть алгоритм схематизации текста.

НАПРИМЕР: 

Желаем успеха! Учимся вместе с ребенком.




Уважаемые родители!

Сегодня у нас необычная консультация, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. А что это за страна?  Это страна фантазий, воображений, мышления, памяти под названием   ТРИЗ. Что такое ТРИЗ?

     Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. В 1987 году её начали применять в детском саду.В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество.       ТРИЗ способствует развитию аналитических способностей; учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью; культивирует стремление познавать и получать новую информацию; дает свободу слова и свободу проявления личности; ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход из более сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.    Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.И начнем мы наше знакомство с несколькими играми, в которые можно поиграть всей семьей.


"Предложения по цепочке"


Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Ведущий поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Ведущий выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

"Антилогическое лото"

Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: подготовить две группы  карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры:
Ведущий поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы ведущий перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А игроки, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос ведущего: «Зачем шкафу клюшка?». игроки придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д. 

Попробуйте поиграть всей семьей, сначала может не получатся но постепенно опыт будет накапливаться и все получится.
Начнем мы знакомство с ТРИЗом с двух игр по развитию речи.

Желаю успехов!



Комментариев нет:

Отправить комментарий