Возрастные особенности
детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового
процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции
тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно
развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и
устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При
этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и
конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических
упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но
самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются
представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении
гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.),
закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к
своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств,
движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной
деятельности.
В течение шестого года жизни совершенствуются
основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно
сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом
возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро
утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей
физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе
воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной
регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания
взрослых.
Формируются социальные представления морального плана.
Постепенно происходит переход от импульсивного,
ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети
активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со
сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют
представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры
из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны
и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и
недостаточно объективны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего
ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только
выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает
устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные,
временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных
представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже;
ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев,
относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в
пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади,
близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших
дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и
семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и
факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и
многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить
полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких
философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми
привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о
космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни
родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами
труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в
современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого
дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно
ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах
наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические
рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают
маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное
запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится
внимание. Происходит развитие всех познавательных психических
процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и
точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух,
значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов,
систематизируются представления детей.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь
увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя
практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень
трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная,
монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание
небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он
был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На
шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и
дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых
детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих
звуков, звуков [л], [р].
Развивается продуктивное воображение, способность
воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры,
например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы,
волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх,
театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников,
ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои
рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят
устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со
сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению
детского сообщества.
Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической
деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и
привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со
сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от
двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так
появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается
взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к
определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает
сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные,
музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков
и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство,
выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется
потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы
нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется
поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия
и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется
возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению
общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной
цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения
взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению
со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых,
вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями,
суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка,
помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное,
разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное)
является важнейшим условием их полноценного развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий